Испания, узкая извилистая полоска серпантина близ Барселоны, рёв 180-сильного мотора, усиленный отвесными скалами, чёрные следы от шин в медленных «шпильках», запах разгорячённых тормозов и логотип SEAT на руле. Дежавю! Почти три года назад в таких же условиях мы тестировали «заряженный» хэтчбек Ibiza Cupra, но тогда модель так и не добралась до нашего рынка. И вот — вторая попытка. На этот раз — с обновлённой версией и уже под крылом представительства концерна Volkswagen.
Наиболее разительные изменения Ibiza Cupra претерпела спереди — дизайнеры «перевернули» трапециевидный воздухозаборник в переднем бампере, добавили углов решётке радиатора и придали злости оптике, которая получила светодиодные секции дневных ходовых огней. Мордашка стала агрессивнее, но лишилась изюминки. А вот корма не изменилась совсем — разве что в правом нижнем углу двери багажника появился клетчатый флажок логотипа Cupra, недвусмысленно намекая на гоночные амбиции испанского хэтчбека.
Чёрные корпуса зеркал, шильдики Cupra, 17-дюймовые колёса и ксеноновые фары, входящие в стандартное оснащение, — отличительные черты «заряженной» модификации Ibiza.Четырёхпоршневые красные суппорты AP Racing с логотипами SEAT Sport — опция. Тормозные диски при этом увеличиваются со штатных 288 до 312 мм
Прежним остался и силовой агрегат. 180-сильный мотор объёмом 1,4 литра оснащён двойным наддувом — механическим компрессором (работает до 3500 об/мин) и турбиной. Крутящий момент (250 Нм в диапазоне 2000-4500 об/мин) передаётся на переднюю ось посредством семиступенчатого «робота» DSG. В итоге 1259-килограммовый SEAT достигает 100 км/ч всего за 6,9 секунды и может разогнаться до 228 км/ч. Любопытно! Ведь до обновления Ibiza Cupra тратила на спринт «0-100» на 0,3 секунды больше, а максимальная скорость была ниже на 3 км/ч. Даже расход топлива у рестайлинговой машины упал на 8%. Магия?
Рекомендованное топливо для 180-сильного мотора — бензин с октановым числом 98, но можно использовать и 95-й. Выхлоп оказался с «сюрпризом» — в трапециевидном отверстии прячется сдвоенный патрубок
Этот вопрос на презентации был самым актуальным, но оказалось, что дело лишь в изменённых настройках коробки DSG. Под это определение можно причесать что угодно — от электронного блока управления до других передаточных чисел. Однако детальную информацию выудить не удалось — на тест-драйве не было ни одного инженера, отвечающего за SEAT Ibiza Cupra. Что ж, скорее за руль — может, что-то поменялось на ходу?
Сам руль здесь, кстати, тоже слегка иной — немного изменили оформление глянцевыми вставками. А вот логотип — старый, хотя новый Leon уже щеголяет стилизованной буквой S, рассечённой одной линией, а не двумя. Кроме того, обновили аудиосистему и дверные панели, а место «навигации» TomTom с крохотным дисплеем заняла система Navigon с пятидюймовым экраном и протоколом Bluetooth. Причём она может работать и автономно — независимо от того, подключена ли она к своему разъёму или нет.
Заменили и передние кресла. Выглядят они классно, спору нет — валики боковой поддержки украшены перфорированной кожей и контрастными вставками из синтетического материала. Увы, сиденье всё время хочется опустить пониже, а «объятия» оказались недостаточно плотными — на горных дорожках болтаешься влево-вправо. Зато к разгону нет ни малейших претензий — Ibiza Cupra срывается с места, как ошпаренная, а звук выпускной системы оказался неожиданно громким и «басовитым», что лишь подчёркивает ощущения от динамики.
Приборный щиток вместе с обновлением модели изменился в лучшую сторону — стал информативнее. Отличительный знак модификации Cupra — флажок на спидометре. Климат-контроль не имеет раздельных регулировок для водителя и переднего пассажира
Неизвестно, что там поменяли в DSG, но поведение «робота» практически не изменилось — он, как и раньше, активно подсовывает седьмую ступень, стоит приотпустить педаль акселератора, и не шибко стремится подтыкать пониженные передачи при плавных разгонах. Вот она — борьба за расход топлива! Однако всё это мы замечали и раньше. К счастью, в спортивном режиме DSG работает так хорошо, что в подрулевых «лепестках» нет никакой необходимости. И только в пробках «робот» по-прежнему досаждает грубоватой работой, когда ему приходится постоянно тыркаться на первых двух передачах.
Багажник небольшой, всего 236 литров. Но полноразмерное запасное 17-дюймовое колесо — это приятнейший бонус!
Кажется, все ингредиенты «хот-хэтча» присутствуют — мощный и тяговитый мотор, относительно скромная масса, шустрый «робот» и громкий «выхлоп». Но в ходе поездки я и коллега задумались совсем не о том, откуда взялись те самые доли секунды и километры в час в характеристиках. Куда делись злость и задор? Почему на прежней Ibiza Cupra мы без устали носились по серпантинам туда-обратно и остановились лишь тогда, когда капитулировали опциональные тормоза с четырёхпоршневыми суппортами AP Racing, а сейчас ни разу не развернулись и следовали строго по маршруту? Почему нет главного — огонька, пробуждавшего улыбку на лице?
«Баранка», кстати, стала более «синтетической» — усилие оптимально, но ощущение «живости» пропало. А в крутых поворотах заметна недостаточная поворачиваемость — Ibiza Cupra упрямится и пытается уехать наружу. Не помогает и электронная имитация блокировки дифференциала XDS. Стали чуть менее агрессивными её настройки, чтобы поберечь тормоза? Клиренс Cupra уменьшен на 10 мм по отношению к обычным Ibiza, на 15% стали жёстче пружины, а ещё для Cupra подобрали «свои» задние амортизаторы (передние — как у FR) и сайлент-блоки. Но на малом ходу заметно трясёт, хотя с ростом скорости ситуация улучшается — энергоёмкости хватает, а машина не спрыгивает с траектории на неровностях.
Главная претензия — к шумоизоляции. «215-е» шины Bridgestone Potenza RE050A исправно докладывают о своём существовании шорохом на шершавом асфальте, а рёв выпускной системы, радовавший нас в течение первых 10 минут поездки, потом начинает утомлять — громкость соседствует с неприятным тембром. Придирки? Брюзжание? Отнюдь! Мы очень любим «заряженные» хэтчбеки, когда получаем дивиденды в виде удовольствия от вождения. А по статистике 42% покупателей SEAT Ibiza Cupra — это люди младше 29 лет, которым важен дизайн, имидж и характеристики. Видимо, характер машины для них на втором плане.
Если так, то у SEAT Ibiza Cupra есть все шансы — она действительно ярко выглядит и быстро едет. Остановить активную молодёжь могут только цены, которые в Европе начинаются почти с 24 тысяч евро. Сколько будет стоить Ibiza Cupra у нас, пока неизвестно — об этом объявят ближе к старту продаж, запланированному поздней весной. А тем, кому действительно важны эмоции от вождения, лучше подождать — ходят слухи, что SEAT думает о выпуске более мощной Ibiza Cupra R. Может, именно она и станет той самой версией для энтузиастов? Хочется в это верить!
Вадим Гагарин
Фото автора и компании SEAT